Perm Opera (permopera) wrote in perm_opera,
Perm Opera
permopera
perm_opera

Wenween: Хроники потерянного

Оригинал взят у wenween в Хроники потерянного


Мы с Оксаной oxphil в конце сентября съездили в Пермь на «Королеву индейцев», а написать про это получается только сейчас. (Оксана накатала пост еще едучи в поезде!) Хотя даже как-то неловко теперь уже писать, я ничего нового никому не скажу и совершенно солидарна с восторгами.

Пёрселловская «Королева индейцев», как многие отмечают, стала не вполне пёрселловской в постановке Питерса Селларса и под музыкальным руководством Теодора Курентзиса. Взяв недописанную Пёрселлом оперу, где музыки было примерно на час, Курентзис и Селларс дополнили её другими сочинениями «британского Орфея», а также основательно переработали либретто, сдобрив его отрывками из относительно современного романа никарагуанской писательницы Росарио Агилар «Затерянные хроники Terra Firma».



«Королева индейцев» Пёрселла-Курентзиса-Селларса — это оперный, немного балетный и драматический опус на три с половиной часа про конкисту, сделанный в эстетике Майя, рассказанный с точки зрения женщин. Испанцы завоёвывают Центральную Америку, и индейцы, чтобы понять, боги это или люди, отдают в жены испанскому офицеру дочь своего вождя Текулихуатцин (сопрано Джилия Баллок). Она в первую же ночь с супругом понимает, что перед нею — обычный человек, но, полюбив его, не в силах выдать эту тайну сородичам. Испанцы обращают одних индейцев в христианство, других убивают тысячами, и наивные аборигены не знают, кому молиться — старым или новым богам, чтобы отвести от себя катастрофу.

Хор MisicAeterna (хормейстер — Виталий Полонский), олицетворяющий народ Майя, поёт неотмирно, выпевая до конца каждый звук, даже лёжа на полу, «умирая» и глядя в небо. Именно хор, фантастического уровня, слаженный в пении и драматически (как единый организм) сильный для меня был главным впечатлением от постановки. Ряженые в разноцветный трикотаж хористы, будто беженцы в одёжке из секонд-хенда, больше не хозяева на своей земле — аналогия с обстановкой на Ближнем Востоке прямая, но не назойливая, а как будто сама собой разумеющаяся. В этот же ассоциативный ряд встраиваются образы конкисты: современный камуфляж, автоматы, пивные бутылки и пластиковые стулья.

Испанский офицер Педро де Альварадо (Ноа Стюарт) всю первую половину спектакля молчит, его разговор с Текулихуатцин и с залом невербален. Это молчание и его атлетическое телосложение, да ещё его страстный, откровенный, радостный, но не стыдный брачный танец с индейской принцессой даёт мощный эротический заряд спектаклю. Ничего подобного, сидя в оперном театре, я раньше не испытывала, интересный получилось зрительский опыт. Темнокожий тенор лишь через час спектакля впервые запоёт, оказавшись достойнейшим в ансамбле солистов — техничный, будоражащий и диковатый по натуре. Восхитительна и Баллок, американка с латинским лицом: в пении Текулихуатцин (после свадьбы её новое имя — Луиса) заключены страдание и от столкновения культур, и от обиды на дона Педро, который так и не принял её любовь. Много-много страдания. Много-много любви.

Драматическая составляющая «Королевы индейцев» не только в том, что солисты весьма прилично играют — тексты из романа «Затерянные хроники Terra Firma» декламирует актриса Мариткселль Карреро. Миниатюрная девушка бешеного темперамента выступает альтер-эго то Текулихуатцин, то жены предводителя конкисты, доньи Исабель (Надежда Кучер), а доигрывает спектакль дочерью доньи Луисы и дона Альварадо — первым ребенком смешанной крови, «провозвестницей новой расы».

После шести премьерных показов в Перми спектакль уезжает в Мадрид, а затем и в Лондон (в театры, которые работали над копродукцией), и в Пермь, видимо, вернётся не скоро (так что мы молодцы, что вырвались туда). Но в «Королеве индейцев» наряду с конфликтом эпичным и цивилизационным разыгрывается конфликт очень личный, интимный, с позволения сказать гендерный. И оба этих конфликта так болезненно универсальны, что не важно, кто — американцы, англичане, греки или русские — и на какой земле пытается их разрешить.

Пермь хорошая и театр там такой маленький, уютный, аккуратный что ли, НГАТОиБ наш огромный стал мне казаться после него ещё огромнее. Спасибо другу Оксане за компанию и за то, что допинала меня на это путешествие, спасибо пермякам и понаехавшим туда новосибирцам за теплый приём. До встречи!



Tags: мнение, опера, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment